Call-center: 8 (800) 555-58-50

бесплатный звонок со всех телефонов

Для поиска статьи выберите кухню
или выберите тематику

Масленица – неделю пируешь, семь опохмеляешься

Поделиться с друзьями
 Любой русский человек с нетерпением ждет разгульной Масленицы, которая в этом году проходит с 24 февраля по 2 марта. Сырная седмица получила в народе название Масленица потому, что в этот период – последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употреблять в пищу молочные продукты (сливочное масло) и рыбу. Каждый день праздника имеет свое название. Понедельник – «встреча», начало Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к родителям, а вечером приходили к сватам в гости. Начинали печь блины. Вторник – «заигрыш». В этот день устраивались смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. Среда – «лакомки». В этот день зять приходил к тёще на блины. Четверг – «разгул». Работы по хозяйству прекращались, и празднование разворачивалось во всю ширь. Пятница – «тёщины вечёрки». На сей раз, тёща наносила ответный визит зятю и угощалась дочкиными блинами. Суббота – «золовкины» посиделки. Молодые невестки приглашали в гости золовок – сестер мужа – и его других родственников. Воскресенье – «проводы», или Прощёное воскресенье. Близкие просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером поминали усопших, ходили на кладбище – полузабытая сегодня, хотя и очень важная поминальная сторона Масленицы. В этот период в старину нельзя было гневить предков и непременно почтить их своим вниманием. Для этого существует широкий пласт масленичной поминальной обрядности: элементы тризны, посещение кладбищ и обильные трапезы, обязательно включавшие блины – главный атрибут Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, у славянских народов блины никогда не являлись символом солнца: а были поминальным блюдом. Недаром говаривали: «Первый блин за упокой»…

Вот, на этой грустной ноте давайте остановимся и представим на ваш суд некое литературно-гастрономическое сочинение, созданное нами вместе с Ильей Лазерсоном, превосходным поваром, нашим другом и постоянным соавтором…

Образ блина в литературе
(опыт школьного сочинения)

"Если же у нас до сих пор и нет научных работ относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем ломать мозги над ними"…

А.П.Чехов "Блины"

Жизненный путь блина начался, по мнению Антона Павловича Чехова, "с самого, что называется, древле-славянского ab ovo...". И процесс нашего приобщения к этому золотистому чуду прошел очень органично. В поведении блина не наблюдается конфликта между внешним окружением и внутренним содержанием, что делает его самобытным героем русской литературы. Пожалуй, только одно понятие сопоставимо по значимости с ним – самовар, который, как и блины, придуман, как верно заметил Антон Павлович, "русскими мозгами". Не зря же в большинстве ресторанов мира блины называют вполне понятным всем россиянам словом blini.

«Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни.., а между тем такая чепуха, как блины, занимают в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно конца им и в будущем»...

Неизвестно, когда блин начал самостоятельную литературную жизнь. Его живой, полнокровный образ обычно выводился писателями в связи с Масленицей. На Масленицу тесто для блинов ставили, непременно соблюдая различные ритуалы. В одних местах на восходе луны в тесто добавляли снег, в других – опару ставили только после того, как на небе появятся звезды, в третьих – хозяйки выходили вечером готовить опару на реку, озеро или к колодцу. Иногда первый блин выставляли на окно, иногда выносили нищим на помин усопших. Вообще процесс приготовления блинов считался таинством, и хозяйки совершали его потихоньку от домашних и тем более от посторонних: что тонко и точно подметил Чехов:

"Со времен доисторических русская женщина свято блюдет эту тайну, передавая из рода в род не иначе, как только через дочерей и внучек. Купить или выменять секрет невозможно. Его женщина не проронит ни в пылу страсти, ни в бреду… Это единственная тайна, которая сумела в течение 1000 лет не просыпаться сквозь такое частое решето, как прекрасная половина..."

Согласно историческим сведениям, известно, что в старину в Москве в Обжорном ряду между Ильинскими и Владимирскими воротами сновали блинщики и блинщицы с деревянными лотками. На них – сбитень и стопка блинов, от которых валил пар и исходил аппетитнейший запах. Тут же стоял кувшинчик с маслом и банка с сахарным песком. В пост блины смазывали, естественно, постным (растительным) маслом, в скоромные дни – топленым сливочным. Любой блин – хоть постный, хоть скоромный – стоил копейку.

Блины называют по тому виду муки или крупы, которые идут на их изготовление: гречневые, гречнево-пшеничные, пшеничные, пшенные, овсяные, ржаные, ячменные. Причем, истинно русские национальные блины – гречневые. Они обладают приятным, слегка кисловатым вкусом и, как губка, впитывают растопленное масло или сметану, становясь пышнее и сочнее. А вот "красными" в старину называли заварные блины из смеси пшеничной и гречневой муки:

Блины красные

Взять 1 бутылку чуть теплого молока, на 5 коп. дрожжей, 1,5 фунта (1 русский фунт – примерно 410 г) мягкой муки поставить опару, выбить ее и оставить в теплом месте, пока подойдет. Приготовить сдобу: 5 желтков стереть добела с 3 столовыми ложками сахару, 1/4 фунта масла подогреть, положить сдобу в опару, прибавить 1 столовую ложку соли, развести 2 бутылками теплого молока, всыпать 1 фунт гречневой муки, размешать и дать подойти. Белки взбить в густую пену, тесто обварить 1 бутылкой кипящего молока, размешать, положить взбитые белки, размешать дать постоять 5 минут и печь блины на раскаленной сковородке, смазывая русским маслом.

Хочется предложить Вам еще одну версию заварных блинов – она куда как проще. Такие отменные блины стряпает наша давняя приятельница, которую мы почтительно именуем по отчеству Лукинична. Итак, блины имени ее.

Блины Лукиничны

Нагреть 2 стакана молока до 25-30°С, развести в нем 1 ч.л. сухих дрожжей (или 1/3 палочки); добавить 2 взбитых яйца, 1 неполную ч.л. соли, 2 ст.л. сахара, пол-литровую банку муки, 1/3 стакана постного масла, взбить. Поставить в теплое место, когда тесто подойдет (примерно 2 часа), обмять. Когда второй раз подойдет, заварить кипящим молоком, вливая понемногу и перемешивая, довести до консистенции жидкой сметаны. А затем печь тонкие блины.

Другой русский писатель, Иван Сергеевич Шмелев, подарил читателю очень интересный, с точки зрения бытописания, роман "Лето господне". В нем раскрыты лучшие качества блина – главного героя Масленицы, объекта чревоугодия:

"Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках, с тарелку, "черные" блины пекутся и гречневые, румяные, кладутся в стопки, и ловкий десятник Прошин, с серьгой в ухе, шлепает их об стол, словно дает по плеши. Слышится сочно – ляппп! Всем по череду: ляп... ляп... ляпп! Пар идет от блинов винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают. Пар валит изо ртов, с голов..."…

Блин не существует сам по себе – в живописании мастеров художественного слова он часто вбирает в себя новое содержание, новые краски. Какие? Это не секрет: лук, творог, рубленые яйца. Это наполнение блина новым смыслом, называется "припеком" и обогащает вкусовые ощущения:

"За ухою и расстегаями – опять и опять блины. Блины с припеком. За ними заливное, опять блины, уже с двойным припеком... За ними осетрина паровая, блины с подпеком.., блины молочные, легкие, блинцы с яичками"...

К сожалению, сегодня о "припеке" забыли, однако он был типичным еще сто лет назад. И вот как это делали:

Блины с припеком

На разогретую сковороду наливают теста меньше, чем обычно. Когда блин зарумянится, на него кладут припек (нарубленные яйца вкрутую, лук, грибы, рыбу, творог и пр.), заливают новой порцией теста так, чтобы припек полностью покрылся. Затем блин переворачивают и допекают.

Шмелев писал роман целых десять лет (с 1934 по 1944), проживая при этом, как и многие другие русские писатели, в Париже. Чужбина, видимо, позволяла ему пристальнее взглянуть на русские традиции и полнее раскрыть его любовь к своему народу. В чем он не одинок. Затрагивает эту тему и оказавшийся, по воле судеб, вне "бывшей отчизны" недавно ушедший в мир иной поэт, врач, гурман и наш большой друг Михаил Генделев в одной из кулинарных статей, опубликованной в Израиле:

"Россия, – с брезгливо-русофобской интонацией процедил как-то Василий Аксенов, – родина блинов!" …Блин! – воскликнул я, и мы кинулись в гастрономические мемуары – кто, когда, где и при каких обстоятельствах лопал блины. Аксенов утверждал, что лучшие блины он вкушал на мексиканской границе, я настаивал на уличном лакомстве в 12 арондисмане славного города Парижа – сегодня изготовление блина на стальной плате с особым режимом каления прямо на глазах сглатывающей слюну публики внедряется в Израиле»…

Израиль – не исключение. Блин стремится сделать все, чтобы приблизить к себе человека вне зависимости от его цвета кожи, национальности и вероисповедания. По старинной традиции многие льежские семьи в канун Рождества пекут boukete – валлийские блинчики из гречневой муки с изюмом или ломтиками яблок, посыпают сахаром и едят, запивая подогретым вином. Ирландцы замешивают тесто из молока, яиц, растительного масла и муки, сахара, рома, специй и жарят тонкие блинчики, складывают стопкой, посыпают сахаром и обкладывают ломтиками лимона. В голландских закусочных очень популярны блинчики pannenkoeken, с яблоками, засахаренным имбирем, смородиной, ветчиной или сыром. В Англии, где так же, как и в России, блины связаны с масленицей/ Shrovetide существует народный обычай – "подбрасывание блинчика"/ tossing the pancake. В последний день масленицы – вторник (который называют не только Shrove Tuesday, но и Pancake Tuesday) англичане пекут блинчики и переворачивают их, подбрасывая на сковороде. В этом увлекательном процессе участвует вся семья, а приготовленные таким образом и не упавшие на пол экземпляры подают с лимоном и сахаром на сладкое. В городке Олни (графство Бакингемшир) в этот день ежегодно проводятся соревнования между домохозяйками по "бегу с блинчиками"/ pancake race, которые еще называют "олнийским бегом с блинчиками"/ Olney Pancake Race: по старинному обычаю бегущие обязаны непрерывно подбрасывать блинчики на сковороде. А вот шведы… Впрочем, об этом мы расскажем вам завтра. На первый день знаний вам уже вполне хватит…

Все комментарии (0)

Ваш комментарий может быть первым

Спасибо за комментарий!
Мы отправили его на рассмотрению модератору. В скором времени он появится тут.

Привет,
дружище!